Как устроен горный велосипед

Вы решили купить велосипед или уже являетесь его счастливым обладателем? В любом из этих случаев вам необходимо знать как он устроен и из чего состоит. Приходя в магазин за своим первым велосипедом вы можете столкнуться с людьми,которые начинают сыпать терминами и всячески запутывать вас (такое очень часто случается) чтобы продать свой товар.

Давай те же разберёмся из чего состоит велосипед и какие функции выполняют его компоненты.

Большинство велосипедов, которые вы можете встретить на наших дорогах этогорные велосипеды или как их ещё называют МТБ — mountain bike. Они бывают двух основных типов двухподвесы и хардтейлы. Двухподвесы имеют два амортизатора — передний амортизатор (вилка) и задний амортизатор, ахардтейлы имеют в своём арсенале только вилку, они быстрее двухподвесов, но более жесткие. Рассмотреть я хочу именно двухподвес, так как он состоит из большего количества деталей.

Итак, давайте начнём.

Ниже я привожу схему, на которой указаны места расположения тех или иных компонентов.

Некоторые компоненты я не обозначил на этой схеме, но я сделаю это в тексте.

Основой любого велосипеда является рама. От неё зависит всё. Это скелет вашего железного коня. Если любую запчасть в велике можно заменить и это придаст вашему байку новые функции или улучшит какие-то характеристики (если вы ставите перед собой такую цель) то замена рамы настолько глобальна что в результате вы получите абсолютно новый велосипед. При покупке, рама это первое на что нужно обратить внимание — правильно подобрать ростовку (размер), метериал (алюминий, сталь или карбон) и геометрию. Проверить сварные швы. Рама должна быть лёгкая и прочная. Оптимальной на мой взгляд является алюминиевая рама.

Остальные компоненты я предлагаю разбить на группы, которым они принадлежат.

Колёса.

Колесо состоит из обода, спиц, втулки (задней или передней), камеры ипокрышки.

Обод.

Необходимость в покупке обода возникает не так часто. Основные причины таких покупок это трещина, сильная восьмёрка либо истирание тормозной поверхности обода.

Для производства обычно применяют алюминий. Такие обода прочные и лёгкие. Основное что нужно знать при выборе это тип обода — шоссейный или горный, тормозная система, для которой он предназначен — v-brake или дисковая тормозная система и конструктивное исполнение — одностенные или многостенные.

— Обод для шоссейного колеса от горного отличается меньшей шириной.

— Обод для тормозной системы v-brake (ободная тормозная система) отличается наличием тормозной поверхности с индикаторной тормозной канавкой.

— Одностенные и многостенные обода отличаются прочностью и весом. Многостенные тяжелее, но при этом значительно прочнее.

Спицы.

Спицы выполняют важную роль, соединяя обод со втулками и придавая колесу жесткость и некоторую амортизацию за счёт упругости спиц, а также спицы распределяют нагрузку равномерно по всему колесу.

Передняя втулка.

Втулка, как задняя так и передняя является очень важной частью колеса. Именно втулка обеспечивает вращение колеса и его надёжное крепление к раме или вилке. Так же на втулке может крепится тормозной ротор (если втулка предназначена для дисковой тормозной системы).

Задняя втулка.

Задняя втулка значительно сложнее и функциональнее передней. Она не просто должна обеспечивать вращение колеса, она передаёт крутящий момент от педалей к колесу, может содержать в себе тормозные механизмы и механизм переключения передач (планетарные втулки). Качество работы обоих втулок зависит от подшипников, которые в них установлены, от материалов корпуса, вала и т.д.

Камера.

Велосипедная камера устанавливается внутри покрышки и наполняется воздухом. Отличаются камеры по диаметру, ширине и типу ниппеля. Ниппели бывают автомобильные

и велосипедные

Наиболее распространённые для горных велосипедов именно автомобильные ниппели. Так же нужно обращать внимание на маркировку, например 26×1,9 означает что диаметр камеры составляет 26 дюймов, а ширина 1,9.

Покрышки.

Покрышки бывают трёх основных видов: слики, полуслики и покрышки с высоким протектором.

Слики предназначены только для сухого и ровного асфальта. Такие покрышки позволяют развивать максимальную скорость и чаще используются на шоссейных велосипедах для катания по трекам или по очень хорошим дорогам.

Полуслики считаются универсальными покрышками так как сочетают в себе элементы покрышек с высоким протектором и сликов. Центральная поверхность тут гладкая, а по бокам высокие протекторы для езды по умеренному бездорожью. И здесь выбор вам нужно делать самостоятельно исходя из типов поверхностей, которых больше на вашем обычном маршруте.

Покрышки с высоким протектором предназначены для езды по бездорожью. У них максимальное сцепление с любым типом грунта, но скорость на асфальте страдает из-за высокого протектора.

Требования к безопасности для всех типов покрышек одни и те же. О них о покрышках более детально я расскажу в одной из следующих статей.

Рулевое управление.

Это тоже довольно объёмная группа со множеством разнообразных компонентов.

Собственно сам руль является элементом управления велосипеда, на который крепятся переключатели скоростей, тормозные ручки, грипсы, а также рожки, фонари, велокомпьютеры и многое другое. Изначально руль это просто трубка прямая или изогнутая. Конструкция зависит от стиля езды и предпочтения велосипелиста.

Переключатели (манетки)используются для переключения скоростей (выбора звёздочек). Справа перключаются задние звёздочки, слева — передние.

Тормозные ручки передают усилие на тормозные колодки для торможения. Справа установлена ручка, отвечающая за задний тормоз, слева — за передний. Выполняются как моноблоком с манетками, так и отдельными элементами.

Грипсы значительно повышают удобство управления велосипедом. В любом магазине вы встретите их великое множество.

Вынос руля соединяет руль и рулевую колонку. Бывает монолитный, а бывает с регулируемым углом наклона и даже с изменяемой длинной. Монолитные являются значительно надёжнее и безопаснее.

Рулевая колонка предназначена для облегчения вращения штока вилки в рулевом стакане рамы.

Тормозные системы.

Тормозные системы бывают двух видов: ободные (vbrake) и дисковые. Дисковые тормозные системы делятся на два типа — механические игидравлические. И те и другие обладают своими плюсами и минусами. Подробно все типы тормозов я опишу в следующих статьях, сейчас же хочу лишь отметить что для новичка, который не планирует экстремальную езду лучшим выбором станет хорошая ободная тормозная система.

Где торможение происходит путём прижимания обода тормозными колодками. Вдисковых тормозных системах торможение происходит за счёт обжимания тормозными колодками тормозного диска — ротора.

Тормозное усилие от ручки к тормозу передаётся либо через тросик, либо через гидролинию.

Вилка служит для удержания переднего колеса и элементов тормозной системы. Чаще всего вилки бывают амортизационными, но встречаются и без амортизации. Корпус вилки выполняется из различных материалов: алюминий, сталь, карбон, титан, магний. Для амортизации используют пружины, эластомеры, масло, воздух.

Седло служит для размещения и поддержания вашего мягкого места))). Отличаются они по ширине и жесткости.

Подседельный штырь позволяет регулировать высоту седла. Существуют как жесткие так и амортизирующие штыри.

Задний амортизатор используется для погашения энергии при прыжках и ударах заднего колеса. Различается как по материалу, из которого изготовлен корпус, так и по принципу амортизации: пневмно-, гидро-, эластомерные и пружинные.

Трансмиссия.

Это самая большая группа, от которой зависит насколько эффективно будет преобразовываться ваша сила в перемещение в пространстве на велосипеде. Сюда входят такие компоненты как: каретка, система, шатуны, педали, передний переключатель, задний переключатель, кассета и, конечно же, цепь.

Начнём с педалей. Педали бывают пластмассовые, металлические, обычные и контактные. Самыми лучшими считаются контактные педали так как они позволяют максимально эффективно педалировать. Но при использовании таких педалей вам необходимо будет купить ещё и велотуфли.

Шатуны крепятся к каретке, звёздочкам и педалям. Передавая вращение от педалей к звёздочкам. В связке с передними звёздами шатуны образуютсистему.

Каретка расположена в стакане рамы и обеспечивает свободное вращение шатунов.

Цепь передаёт крутящий момент с передней (ведущей) звёздочки на заднюю(ведомую).

Передний переключатель перемещает цепь по передним звёздам, изменяя при этом передаточное число. Управлять этим процессом мы можем при помощиманеток.

Задний переключатель перемещает, соответственно, цепь по задним звёздам.

Набор задних звёздочек называется кассетой. Основная задача кассеты —передавать крутящий момент на заднее колесо. Отличаются кассеты материалом, из которого они изготовлены и количеством звёздочек.

Теперь вы знаете, как минимум, где расположены детали и как они выглядят. В дальнейших статьях я опишу подробнее каждый компонент, описанный мною в этом обзоре.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.