Как собрать спицы велосипеда

sp1

Каждый велосипедист хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью самостоятельной сборки колеса, регулировки натяжения спиц и выправления восьмерки. Если вдруг потребовалось новое колесо, то можно купить уже собранное, или закупить всё необходимое и обратиться к механику. Но гораздо лучше приобрести навык самостоятельной спицовки. В дальнейшем это позволит не только значительно сэкономить и правильно подбирать необходимые компоненты под свои нужды, но и приобрести полезные навыки для дальнейшего выправления восьмёрок, торцевых и радиальных биений, а также перетяжки спиц.

Для самостоятельной сборки колеса потребуются:

  1. Обод на определенное количество дырок
  2. Втулка с определенным количеством дырок, соответствующим количеству дырок на ободе
  3. Спицы, с запасом. Если обод на 32 дыры, то лучше иметь в распоряжении 40 новых спиц. Спицы должны иметь необходимую длину. Слишком длинные спицы проколят камеру, короткие не зацепятся должны образом. Правильный подбор длины спиц зависит от размера фланца втулки и высоты обода, а также от его диаметра. Потребуется два характерных размера. В сети существует огромное количество так называемых калькуляторов длины спиц, которые легко найти с помощью поисковика. Один из них написан пользователем сайта X-Bikers Lexapskov и может быть скачан здесь (проверено, вирусов нет).
  4. Ниппеля для спиц
  5. Ключ для спиц на несколько размеров. Ключи тоже бывают хорошие и не очень. Оптимально использовать ключик, приведенный на иллюстрации
sp2

6. Плоскогубцы

7. Свободная вилка, которая успешно заменит станок для спицовки. Колесо можно спицевать прямо на том месте, где оно будет установлено (передняя или задняя вилка)

Рассмотрим самый популярный и простой способ сборки колеса в три креста(собираем колесо на 36 спиц):

  1. В противоположных фланцах втулки — левом и правом, расположено соответственно по 18 спиц. Из них, в каждом фланце, есть ряд из 9 наружных спиц(головки расположены внутри фланца), и внутренних-те же 9 штук (головки спицы расположены снаружи фланца).
    sp3
  2. Сборку следует начинать с размещения в ободе внешнего ряда спиц одного из фланцев. Нужно помнить, что на фланце со стороны диска следует использовать более короткие спицы. Внешняя спица вставляется в произвольную дыру на ободе, и закрепляется ниппелем. Закручивать ниппель до упора не следует, достаточно просто наживить её. Далее вставляется следующая внешняя спица (через одну дырку).
  3. Установив первую спицу, нужно отсчитать от неё 3 дырки, и в 4 дырке на ободе, закрепить в ободе следующую спицу внешнего ряда. Внешние спицыодного фланца должны быть расположены через одну дырку во фланце.Таким образом следует установить 9 спиц. В итоге получится набранный внешний ряд спиц одного фланца.
  4. Теперь нужно собрать соседний внешний ряд другого фланца втулки. Принцип сборки аналогичный. Во фланце спицы вставляются через одну дырку, а на ободе через 3 дырки, и в 4 вкручивается спица. Особое внимание следует уделить правильному расположению первой спицы нового ряда. Первая спица устанавливается через 10 дырок в ободе относительно внешней спицы противоположного ряда.
  5. Таким образом получены оба внешних ряда спиц в обоих фланцах. Теперь необходимо собрать оба ряда внутренних спиц. Уже на этом этапе нужно проверить, вырисовывается ли правильное положение зонтика (зонтиком называется набранная сторона). При сборке следует различать спицы разной длины. Нужно добиваться такого зонтика, чтобы обод находился строго по центру между перьями вилки. Отсюда следует ,что угол одного зонта может быть меньше, чем другого.
  6. В свободные дырки фланца (их тоже 9 и они расположены через одну), втыкаем внутренние спицы, т.е головка спицы расположенаснаружи фланца. Здесь логика сборки точно такая же-спицы располагаются через три дырки в ободе и главная трудность -расположитьпервую спицу. Первая спица внутреннего ряда данного фланца располагается через 9 дырок от соседней ей спицы внешнего ряда этого же фланца. Сборка называется сборкой в три креста т.к внутрення спица 3 раза пересекается с другими спицами. Первый раз у головки, второй на середине длины спицы, и третий уже ближе к концу. При этом, последнее пересечение находится под спицой, которую она пересекает.
  7. Собирается внутренний ряд спиц противоположного фланца. Задача упрощаетсятем, что на ободе осталось всего 9 свободных дыр. Первая спицарасполагается также — через 9 после своей внешней соседки.
  8. Колесо набрано, теперь нужно заняться его протяжкой.Нужно понять, что после обтяжки спицы должны равномерно «тянуть» обод, каждая в свою сторону. Еслиустановленная спица при обтяжке, тянет обод в право, то следующая должна тянуть в лево. Для обтяжки спиц нужно равномерно закручивать ниппеля по всей окружности обода. Действовать нужно постепенно и затягивать ниппеля равномерно, без перетяжки одной из спиц. Излишне сильно спицы затягивать не стоит, но и ослабленными оставлять нельзя. Лучше сопоставить натяжение спиц с натяжением на готовом колесе.
  9. Выполнив эти действия, можно перейти к выправлению биений. Первым делом нужно устранить биение по радиусу, или яйцо. Вполне возможно, что колесо вышлоровным изначально, но такое случается крайне редко. Проверить биение можно обычным карандашом. Карандаш подводится к ободу перпендикулярно плоскости биения на расстояние около 10 мм. При вращении колеса, в некоторых точках будет ощущаться удар по карандашу. Если этого не происходит, нужно медленно приближать карандаш к ободу. В точке, где обнаружено максимальное отклонение от правильной формы-обод выпуклый, нужно медленно затягивать соответствующую спицу внутреннего или внешнего ряда (спица будет расположена под выпуклостью). Одну спицуперетягивать нельзя, т.к на спицу будет приходиться максимальная нагрузка. Необходимо обтягивать спицы в зоне отклонения от формы равномерно. Если же обод искривлён в противоположную сторону, то для исправления необходимо отпускать спицы под искривлением обода.
sp4
  1. Далее необходимоустранить восьмёрку.Для этого карандаш подводится к ободу на расстоянии около 5 мм в направлении биения. Там, где отклонение максимально, следует равномерно затягивать несколько противоположной зоны и/или отпускать спицы со стороны искривления. Опять же, нельзя допустить излишней утяжки или ослабления спицы. В результате, когда все такие зоны будут исправлены, колесо должно получиться ровным, а спицы должны быть натянуты равномерно.
sp5

Самостоятельная сборка колес — довольно простое дело. Достаточно несколько раз собрать колесо самому и непонимание пропадет полностью. Для правильной сборки нужно внимательно изучить конструкцию и понять принцип спицовки. Наработав некоторый опыт уже не придётся высчитывать нужную дырку для спицы или тратить на сборку долгое время.

Важно отметить, что описываемая техника сборки применяется на всех типах велосипедов, в том числе и на моделях для экстремального катания, и даже не мотоциклах.

Похожие статьи

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.