Как собрать цепь велосипеда

Содержание
- 1 Причины обрыва
- 2 Разборка цепи
- 3 Сборка цепи
- 4 Упрощение ремонта
- 5 Длина цепи
- 6 Примечания
Причины обрыва[править]
Все возможные причины обрыва цепи до конца не известны, и произойти такое может с каждым, но, тем не менее, такая поломка — явление довольно редкое. Считается, что к обрыву могут привести следующие причины:
- Сильный износ цепи;
- Неправильная сборка цепи;
- Неправильное пользование передним переключателем;
- Большой вес байкера.
В реальной жизни наибольшее количество шансов порвать цепь даёт чрезмерно большое усилие, прикладываемое к педалям. Сила, как говорится, есть — ума не надо. Причём, тут возможна интрига — что же не выдержит раньше: оси педалей, шатуны, звёзды, или всё-таки цепь. Как правило, при обрыве повреждается или разрушается лишь одно (оказавшееся наиболее слабым) звено цепи, для продолжения движения требуется изъять его и собрать цепь обратно. При этом цепь может укоротиться до критической длины, поэтому после ремонта при первой возможности следует проверить длину и при необходимости нарастить цепь запасными звеньями.[1]
Разборка цепи[править]
- Наденьте перчатки, которые не жалко.
- Достаньте выжимку, при необходимости соберите ее.
- Поместите выжимаемое звено в выжимку, на упор, который ближе к фиксирующему винту.
- Подстраивая положение цепи, подведите штифт к выжимаемому пину так, чтобы они были соосны.
- Подожмите звено фиксирующим винтом. Внимание! Пропуск этого шага может привести к поломке выжимки.
- Вращая рукоятку, строньте пин с места. Может потребоваться большое усилие, дальше пойдет легко.
- Медленно сдвигайте пин примерно на 3-4 мм. Зная величину шага резьбы на вашей выжимке, легко рассчитать число оборотов рукоятки, требуемое для смещения пина на нужное расстояние.
- Если почувствуете рост усилия на рукоятке (значит, пин почти полностью вышел из противоположной щечки), немедленно остановитесь!
- Здесь у нас задача выжать пин настолько, чтобы он перестал скреплять цепь, но при этом остался зажатым в щечке. Если выдавить пин полностью, то в полевых условиях вставить его обратно будет очень сложно.
- Извлеките цепь из выжимки, проверьте, можно ли ее разнять, раздвигая щечки пальцем.
- Если нельзя, вставьте цепь обратно в выжимку, подожмите винтом и штифтом и поверните рукоятку еще на пол-оборота. При необходимости, повторите несколько раз — спешка здесь ни к чему.
- Когда цепь разнимется, в идеальном случае, пин будет торчать внутрь звена примерно на 0,5 мм, что упростит последующую сборку.





Сборка цепи[править]
При сборке цепи требуется преодолевать натяжение пружины заднего переключателя, поэтому здесь будет уместен помощник, который подержит переключатель (либо скиньте цепь с системы) .
- Разместите цепь так, чтобы торчащий пин смотрел в вашу сторону.
- Возьмитесь за звено, из которого не торчит пин, и проведите цепь справа налево через передний и задний переключатели. В заднем переключателе есть 2 «отверстия» рядом с роликами, в которые нужно продеть цепь.[2]
- Соедините концы цепи в нижней части, преодолевая сопротивление пружины заднего переключателя. Попросите помощника подержать переключатель.
- Если разборка цепи была проведена верно, то цепь соединится с некоторым усилием и не будет стремиться сразу же развалиться обратно.
- Поместите соединяемое звено в выжимку, на упор, который ближе к фиксирующему винту.
- Подстраивая положение цепи, подведите штифт к зажимаемому пину так, чтобы они были соосны.
- Подожмите звено фиксирующим винтом. Внимание! Пропуск этого шага может привести к поломке выжимки.
- Вращая рукоятку, зажмите пин в звено. Постоянно контролируйте степень погружения пина по соседним — он должен быть не совсем заподлицо с щечкой, а торчать на долю миллиметра.
- Извлеките цепь из выжимки, проверьте, насколько симметрично встал пин. При необходимости, подправьте его положение.
- Проверьте подвижность собранного звена. Если оно сгибается туго, то нужно взяться за цепь с двух сторон от собранного звена и с усилием погнуть ее в поперечном направлении.



Упрощение ремонта[править]
- Замок цепи (SRAM, KMC) — быстроразъёмное звено, позволяющее проводить разборку-сборку цепи практически мгновенно. При этом, однако, могут понадобиться плоскогубцы (съёмник) и выжимка. Устанавливая на цепь ещё не бывавший в употреблении замок, крайне небесполезно его два-три раза в спокойной домашней обстановке застегнуть-расстегнуть, поскольку новый неразработанный замок разомкнуть в первый раз голыми руками в дороге, без помощи тисов и специнструмента — даже не сомневайтесь — будет практически невозможно, зато вымазаться можно по уши. Имеющиеся в продаже съёмники для замков бывают необходимы как раз только для одного-двух первичных расстёгиваний, впоследствии замок достаточно легко открывается руками без всяких приспособлений.
- Ремонтный пин (Shimano) — упрощает и ускоряет ремонт цепи с помощью выжимки. Удлинённый, имеет чуть заострённую направляющую часть такой же длины, как и сам пин. После утапливания пина на необходимую глубину направляющую, вышедшую с другой стороны цепи, просто обламывают. Такой пин (он отличается цветом «шляпки» от обычных), как заявляют производители, ни в коем случае нельзя выжимать и затем вжимать обратно — держать он, дескать, уже не будет, хотя это больше походит на маркетинговую уловку. Только вот его «одноразовость» — довольно существенный недостаток на фоне непомерно высокой для такой мелочуги цены, сопоставимой со стоимостью замка.
Длина цепи[править]

При замене цепи возникает вопрос о том, до какой длины требуется укорачивать цепь. Слишком большая длина цепи приведет к ее слабому натяжению на сочетании звезд «малая-малая», а слишком малая длина — к поломке заднего переключателя или петуха на сочетании «большая-большая».