Как разобрать каретку на велосипеде

каретка

Всем привет, недавно на моем велосипеде появился странный скрип. Поначалу я не обращал внимания на это, но вскоре он становился все сильнее и сильнее. Звук исходил где-то снизу, при нажатии на педали. Как определить, что звук исходит именно из каретки? Все просто! Для начала нужно проехаться стоя, чтобы определить — не скрипит ли подседельный штырь? Нет?, тогда идем дальше. Проедьтесь стоя, переваливаясь с одной педали на другую.

Если скрип раздается при нажатии только на одну педаль, то скорее всего проблема в самой педали, или шатуне, которая находится на стороне, из которой раздается скрип. Если звук раздается при нажатии на обе педали, то скорее всего проблема в каретке. И устранить эту проблему можно одним способом — разобрать. Часто на форумах советуют просто брызнуть в щель, через которую проходит ось, WD-40. Мол, это устранит скрип и все будет ОК. Скрип-то оно может и устранит, но если у вас реально посыпались подшипники, то никакой WD-40 не поможет. Итак, дальше читаем, как разобрать каретку.

Данная статья получится немного великоватой, но зато опишет весь процесс в подробностях. Здесь будет описан процесс разборки каретки открытого типа, состоящей из оси, обычных подшипников и двух чашек.

Чтобы разобрать каретку, вам потребуются следующие инструменты:

  1. Тот самый WD-40
WD-40

2. Выжимка шатунов, в ней же находится насадка под гайку, держащую шатун

Выжимка для шатунов

3. Разводной ключ

Разводной ключ

4. Фиксатор резьбы

Фиксатор резьбы

5. Отвертка под минус

Отвертка минус

6. Молоток

7. Густая смазка (я использую обыкновенный солидол)

Первое, что нужно сделать — это очистить место вокруг каретки, чтобы потом туда не сыпался песок с рамы.

Грязная рама
Очищенная рама

Затем снимаем пластмассовую крышечку, — удобнее всего поддеть её ножом.

Снимаем крышку
Снятие крышки

За ней видим гайку, — она держит шатун. Чтобы гайка открутилась, ее нужно побрызгать WD-40, после чего подождать 30 минут. Это не обязательно, но так вам будет проще.

Брызгаем WD-40

Далее берём выжимку, разворачиваем её светлой стороной к гайке и надеваем. Потом берём ключ и откручиваем.

Выкручиваем гайку
Откручиваем гайку на шатуне

Очень много я начитался на форумах о том, в какую сторону нужно откручивать эту гайку. Могу сказать одно: у меня и с правой и с левой стороны резьбы была правосторонняя, т. е. обычная (откручивается против часовой стрелки).

Далее вам нужно снять шатун. Для этого берём выжимку, и вкручиваем её в шатун, как на фотографии.

Вкручиваем выжимку в шатун
Выжимка в шатуне

Потом берем ключ и начинаем с усилием вкручивать светлый болт. Постепенно шатун слезет с оси.

Вкручиваем болт
Снятый шатун
ось каретки

Далее нужно снять кольцо, фиксирующее чашечку в раме. Существуют специальные ключи, но я пользуюсь обыкновенной отверткой и молотком. Откручивается оно тоже влево.

Кольцо
Снятое кольцо

Точно таким же способом (опять влево) выкручиваем саму чашечку.

Откручиваем чашечку
Откручиваем чашку

Далее под ней покажутся подшипники, вставленные в рамку. Их просто можно поддеть отверткой и вытащить.

Подшипники каретки
Внутренности каретки

После этого разворачиваем велосипед и снимаем шатун с другой стороны. Не забываем, что справа шатун снимается вместе со звездами.

Шатун со звездами
Правая чашка

Прошу обратить внимание на то, сколько грязи внутри каретки — такое бывает, если не чистить её три года. Чтобы избегать сильного загрязнения, прочищайте каретку раз в пол года.

Внутри каретки

Вычищаем все до блеска. Лично я после того, как выгреб весь мусор, побрызгал все WD-40. Он отлично разьедает грязь. Достаточно подождать минут 10, а затем вытереть насухо.

Чистая каретка

Также нужно прочистить подшипники, чашечки, и в общем все, что вы выкрутили. Это можно сделать следующим образом — отрежьте пол бутылки, затем налейте туда бензина или растворителя, сантиметра на 4. Затем бросьте туда все детали и хорошенько поколотите. После такой процедуры вся грязь отмоется. Больше всего обращайте внимание на подшипники — они тяжелее всего отмываются, поэтому следите, чтобы между ними не оставалась грязь.

Чистые детали
Чистые подшипники

После того, как все вымыли, можно собирать каретку обратно. Для начала набираем на отвертку солидола, и намазываем чашечку внутри рамы.

Мажем чашку внутри рамы солидолом
Мажем чашечку солидолом

Также намазываем подшипники, и вставляем их в чашку.

Вставляем подшипники

Обратите внимание — плоская рамка подшипников должна быть повернута к вам.

Правильное положение подшипников

Затем смазываем ось и вставляем ее внутрь. Обратите внимание, что с одной стороны ось длиннее от центра, чем с другой. Длинной стороной ось должна быть со стороны звезды.

Вставляем ось

Затем смазываем подшипники и вставляем их уже с ближней стороны, а потом вкручиваем и саму чашечку. Не забывайте, что в этот раз плоская рамка подшипников должна смотреть уже внутрь каретки.

Вставляем подшипники
Смазываем чашечку
вкручиваем чашку

Чашечку нужно вкручивать до того момента, когда люфт оси прекратится, но вращаться она будет достаточно свободно. После этого затягиваем фиксирующее кольцо. Здесь есть один момент — после затяжки кольца чашечка немного отодвигается и снова появляется люфт. Поэтому когда вы закручиваете чашечку, сделайте так, чтобы ось крутилась немного туго, а после затяжки кольца оно станет крутиться свободно, и при этом не будет люфтить.

вкрученное кольцо

Все, по сути каретка собрана. Осталось лишь надеть шатуны и закрепить их. И к этому моменту я советую подойти ответственно. Ведь плохо прикрученный шатун может открутиться на ходу, и отвалиться вместе с педалью. Но самое страшное здесь то, что при этом квадрат шатуна разобьется, и потом, как бы вы его не накручивали, он будет постоянно отваливаться.

Чтобы избежать откручивания гайки, я приобрел фиксатор резьбы. Они продаются в автомобильных магазинах.

Перед тем, ка одеть шатун на квадрат, смажьте его смазкой — это позволит насадить его подальше, и проще будет снять в следующий раз. Для того, чтобы лучше его одеть, можно наложить сверху досточку и подстучать шатун молотком.

Смазанный шатун

Затем смажьте фиксатором резьбу и накрутите гайку.

Смазываем резьбу фиксатором

Теперь самое важное — гайку следует затягивать с огромным усилием до того момента, когда вы уже не сможете её закручивать. Для того, чтобы затянуть гайку сильнее, можно одеть на ключ трубку, таким способом удлиннив рычаг. Самое главное — не бойтесь сорвать резьбу — если ось качественная, этого никогда не произойдет.

Закручиваем гайку

Точно так же одеваем шатун с правой стороны. Главное не забудьте одеть на самую мелкую звездочку цепь, а потом уже прикручивать шатун.

Вставляем заглушки и всё — каретка собрана. Помните, что полное застывание фиксатора происходит через 24 часа. Лучше подождать сутки, а потом уже со спокойной душой выезжать на прогулку.

Эту несложную операцию можно проделать за полтора часа, а при второй и третьей разборке — ещё быстрее!

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.