Как отрегулировать задние тормоза на велосипеде

Регулировка тормозов на велосипеде

Без сомнения тормоза являются одним из самых важных компонентов на велосипеде. Их нужно поддерживать в хорошем состоянии — они должны быть всегда чистыми и правильно отрегулированными.

Тормоза должны быстро и эффективно реагировать на все ваши команды. Для достижения этой цели их проектируют с минимально возможными зазорами. Но со временем по мере износа в них появляется люфт, что приводит к увеличению времени реакции, снижению эффективности торможения и ухудшению управляемости велосипедом.

Что необходимо настроить?

  • Тормозные рычаги: Со временем рычаги могут загрязниться, а также сместится со своего посадочного места на руле.
  • Тормозные колодки: Тормозные колодки по мере их использования постепенно изнашиваются, что может привести к увеличению времени реакции тормозов и необходимой силы нажатия на тормозные ручки. Кроме того колодки могут сместиться со своего места.
  • Тормозные механизмы: Тормозные механизмы включают тормозные рычаги, тормозные башмаки (удерживают тормозные колодки на месте) и сами колодки. Из-за агрессивной езды, падений и аварий эти механизмы могут сместиться со своей позиции. Их следует регулярно проверять, чтобы быть уверенными, что все компоненты тормозов работают правильно и находятся на своих местах. Большинство проблем с тормозами на самом деле являются следствием повреждения колёс или изменения их формы. Если у вас постоянные возникают проблемы с тормозами, то вам следует провести полное техническое обслуживание велосипеда, чтобы в том числе проверить состояние колёс.
  • Тормозные тросики и рубашки: Со временем тросики могут износиться, поржаветь и растянуться. Возникшее вследствие этого дополнительное провисание в системе может привести к тому, что тормозные колодки немного отойдут от обода. Также могут порваться, погнуться и износиться гибкие рубашки, которые защищают тросики.

Как часто нужно проверять тормоза?

Проводите полную проверку тормозов перед каждой поездкой. Убедитесь, что компоненты тормозов находятся в хорошем состоянии и на своём месте.

Кроме того регулярно проводите проверку и техническое обслуживание тормозов у опытного механика, чтобы вовремя обнаружить проблемы, которые вы не заметили или не могли исправить из-за недостатка опыта. Если вы редко катаетесь на велосипеде, то регулировку тормозов следует проводить приблизительно каждые шесть месяцев. При более жесткой или частой эксплуатации сдавайте велосипед на техническое обслуживание чаще.

Процедура регулировки тормозов.

  • Регулировка тормозных рычагов: Просто нажмите на них до упора. Между внутренним краем каждого рычага и рулём должен остаться зазор примерно в один дюйм. Проверьте, чтобы каждый тормозной рычаг надёжно удерживался на своём месте — не смещался со своего места при надавливании на него со всех сторон. При нажатии тормозные рычаги должны перемещаться плавно: без рывков и скрипа.
  • Регулировка тормозных колодок: Осмотрите колодки на наличие трещин, значительного износа или затвердения поверхности. Колодки с затвердевшей поверхностью можно восстановить по описанной ниже процедуре. Колодки с трещинами или со значительным износом восстановлению не подлежат — их нужно заменить. Степень износа можно оценить по количеству трещин. Неравномерно изношенные колодки нужно отшлифовать или заменить.
  • Проверка положения тормозных механизмов: Визуально осмотрите переднюю и заднюю тормозные системы. Убедитесь, что тормоза расположены симметрично вокруг колеса и тормозные колодки равноудалены от обеих поверхностей обода. Каждая колодка должна:

    • При нажатии на тормозные ручки полностью контактировать с ободом, не прикасаться к покрышке выше и не свисать ниже обода.
    • Если смотреть на колодку сверху, то передний край колодок должен располагаться немного ближе к ободу, чем задний, чтобы он начинал контактировать с поверхностью обода немного раньше, чем задний край колодок.
  • Регулировка тормозных тросиков: Во время настройки тормозов или регулярного технического обслуживания велосипеда всегда проверяйте тормозные тросики на предмет видимых следов истирания, ржавчины или признаков износа. Тросик должен свободно проходить через все рубашки и направляющие элементы, которыми он крепится к велосипеду.

Распространённые поломки тормозов и их решение.

Во время каждого технического обслуживания тормозной системы велосипеда необходимо проверять правильность расположения компонентов тормозов и их работоспособность. Полная регулировка тормозов выходит за рамки данной статьи и здесь не рассматривается.

  • Неправильная работа тормозных рычагов Как правило тормозные рычаги могут неправильно работать по трём причинам:

    1. Тормоза работают не на полную мощность
    2. Рычаги повреждены или загрязнены
    3. Тормозные колодки расположены недостаточно близко к ободам

    Решение 1: Большинство современных тормозов имеет так называемый быстросъёмный механизм, который позволяет ослабить тросики и при этом не сбить настройки тормозной системы. Как правило ослабление тросиков требуется для того, чтобы развести тормозные рычаги и вынуть колесо. Некоторые из таких быстросъёмных механизмов находятся на самих тормозах, другие расположены на тормозных рычагах или в любом другом месте на всём протяжении проложенного троса. Если вы обнаружили слишком большой люфт в тормозной системе, то сперва проверьте эти быстросъёмные механизмы, чтобы убедиться, что они не задействованы. Решение 2: Если с быстросъёмными механизмами всё в порядке, но тормозные рычаги работают плохо или вообще не работают, то возможно проблема в самих рычагах — они требуют очистки или замены. Решение 3: Если первые два решения не устранили проблему, то проверьте насколько близко к ободам находятся тормозные колодки, чтобы они могли создать достаточную силу торможения. Но перед тем, как начать регулировку тормозов, проверьте степень износа тормозных колодок. Изношенные тормозные колодки следует попросту заменить. Если же с ними всё в порядке, то попробуйте покрутить против часовой стрелки головку регулировки тросика, которая расположена в месте вхождения тросика в тормозной рычаг (или калипер на шоссейном велосипеде), пока не достигните требуемого расстояния между колодкой и ободом (стандартное расстояние 1/8 дюйма). Если головка регулировки тросика, также известная как штуцер, выкручена до предела, но тормозные колодки не достигли необходимого положения, то вам лучше отдать велосипед опытному веломеханику для проведения более полной регулировки тормозов. Всякий раз, когда вы проводите техническое обслуживание велосипеда, просите механика проверять обода, которые являются неотъемлемой частью тормозной системы велосипеда. Поврежденные или неправильно отрегулированные обода или колеса могут вызвать или способствовать возникновению неполадок с тормозами.

  • Неправильная установка тормозных механизмов или тормозных колодок Неправильная установка тормозных механизмов может привести к снижению эффективности торможения или появлению скрипа. Как правило тормозные механизмы и тормозные колодки удерживаются на месте с помощью обычных болтов, шайб и крепёжных гаек. В большинстве случаев переустановка ограничивается ослаблением необходимой гайки или болта и фиксацией тормозного механизма в правильном положении с помощью затягивания стопорного болта. Так как у каждого тормоза свою конструкция, то мы не приводим детальное описание необходимых регулировок. Потратьте немного времени на ознакомление с механизмами ваших тормозов, чтобы при необходимости вы могли произвести основные регулировки.
  • Недостаточная сила трения Если тормоза не обеспечивают достаточного тормозного усилия после проверки рычагов и механизмов, то скорей всего тормозной системе потребуется профессиональная регулировка. Но прежде, чем отдавать велосипед на ремонт в мастерскую, проверьте:

    • Загрязнены ли обода: Загрязнение ободов приводит к снижению эффективности торможения, даже если с самими тормозами всё порядке. В качестве решения проблемы проверьте обода и в случае необходимости почистите их.
    • Изношенные или «затвердевшие» колодки: Со временем из-за грязи на ободах тормозные колодки становятся жесткими и скользкими, что ведёт к снижению их эффективности. Поэтому проверяйте поверхность тормозных колодок всякий раз, когда замечаете уменьшение эффективности торможения или появление скрипа. Отшлифованные или затвердевшие поверхности тормозной колодки следует заменить или почистить по описанной ниже методике.

Процедура очистки тормозов.

Тормоза следует чистить всякий раз, когда замечаете снижение эффективности торможения или наличие грязи. Особенно важно поддерживать в чистоте тормозные колодки.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.