Как отрегулировать горный велосипед

Для того, чтобы велосипед работал четко и эффективно, необходимо произвести качественную и квалифицированную настройку основных его компонентов. Для этого можно обратиться в мастерскую, но, если вы серьезно увлечены велосипедной техникой, настройку лучше производить лично.В статье мы расскажем, каким образом и в какой последовательности необходимо настраивать переключатели, тормозные колодки и тормозные рычаги.

Настройка переключателей

Начинать настройку необходимо с заднего переключателя.Принцип работы переключателей одинаков, поэтому настройка их производится по единому шаблону, независимо от того, с продуктом какой из фирм мы имеем дело.

Важно отметить, что перед регулировкой заднего переключателя нужно обязательно очистить его от грязи, а также ролики натяжителя цепи и кассету. Необходимо почистить и смазать цепь.Затем действия производятся в следующей последовательности:

Проверяем четкость переключения передач. Просто немного прокатимся на велосипеде. Если цепь испытывает сопротивление при переходе, нужно немного покрутить винт регулировки натяжения троса против часовой стрелки.Если отрегулировать переключатель не удается, то, скорее всего, он поврежден. Необходимо определить степень его повреждения. Затем отремонтировать или заменить на новый.Также нужно проверить функциональное состояние кассеты, тросов, манеток и роликов натяжителя цепи.Регулировка переднего переключателяПосле того как настроен задний переключатель, можно заняться передним.Для начала проверяем состояние тросов. Затем производим работу в следующей последовательности:

Проверяем работу переключателей в работе: если, во время катания, цепь задевает рамку, нужно проверить состояние системы. Также проверьте, правильно ли установлен сам переключатель.

Настройка тормозов типа V-brake

Настройка положения тормозных колодокПеред тем как производить настройку тормозных колодок, необходимо проверить состояния обода. Обод не должен иметь внешних повреждений и потертостей.Затем производим следующую работу:

Закрепляем положение колодок с помощью гаек крепления (9). При этом колодки не должны сдвигаться с места.Проверяем тормоза в работе. После того как вы проедете на велосипеде несколько километров, на поверхности колодок должны остаться следы торможений. Убедитесь, что колодка прижимается к ободу всей рабочей поверхностью.Настройка тормозных рычагов

Дисковые тормоза

Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из того же абразивного материала, как у «Жигулей», «Ямах» и прочих «BMW», и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного. Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия и конструкторам, приходится изощряться, подбирая для колодок хитрые композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но хорошо тормозили. Абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм.

Устройство

Дисковые тормоза представленные на рынке относятся к одному из трех типов:

  • Гидравлические;
  • Механические;
  • Гибридные.

Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом). Для наглядности можно вспомнить родную школу и описание гидравлического пресса. Один к одному. В подавляющем большинстве эти гидравлические системы (Г.С.) не имеют расширительного бачка, поэтому ремонт и замена масла требуют навыка и, нередко, специальных инструментов.

Конструкция механических дисковых тормозов не сложнее. Как в обычном, (ви-брейк, кантилевер), трос тянет приводной рычаг, и простенький механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком изощрены и разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран буксе домашнего водопровода, клин или кулачёк. Клин и кулачёк близкие родственники, только один перемещается, другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.

Гибридные, очевидно сочетают механику и гидравлику в одном флаконе. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть целиком расположенную в корпусе тормоза, и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними.

Плюсы и минусы

Плюсы и минусы понятия относительные, плавающие. Дисковые тормоза можно сравнивать с другими типами тормозов, а можно между собой.

Тормоза вообще бывают: клещевые, кантилеверные, векторные, гидравлические ободные, роллерные. Все кроме роллерных воздействуют на обод колеса и носят, поэтому гордое название «ободных». Роллерные закреплены слева на втулке колеса, их принцип действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто или мото, разумеется, с некоторыми конструктивными отличиями. Останавливаться на них детально сейчас не будем. Появились они несколько лет назад и должны были составить конкуренцию всем остальным, и в первую очередь дисковым, но слишком большой вес, габариты несовместимость с большинством амортизационных вилок и возможность небольшого обратного вращения колеса при зажатом тормозе ограничили их применение группами «NEXAVE», «NEXUS» и соответствующими велосипедами.

Действующие на шину и обратным вращением педалей на заднюю втулку типа «Торпедо» рассматривать не будем.

Плюсы дисковых тормозов:

  • больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый обод;
  • независимость от погодных и дорожных условий*;
  • не забиваются грязью и снегом*;
  • «вечные» обода*;
  • больший срок службы абразивных колодок и дисков *;
  • большая мощность торможения;
  • нормальная работа тормоза при повреждении обода*
  • стальные диски,в отличие от алюминиевых ободов, не бояться сильного разогрева при торможении (важно в горных условиях и для «DH»-даунхилла)*;
  • большая точность дозирования тормозного усилия;
  • реализован принцип «отрегулировал и забыл»*

Минусы дисковых тормозов:

  • цена;
  • вес*(у некоторых моделей);
  • необходимы специальные втулки с креплениями для дисков и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях байка, если их нет, то надо ставить адаптеры*;
  • повышенные требования к торсионой жесткости амортизационной вилки (не всякую вилку рекомендуют использовать с дисковым тормозом);
  • сложность инсталляции, особенно для гидравлических систем;
  • ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (для гидравлики)*;
  • большая нагрузка на спицевой набор колеса (дабы её снизить диаметр фланцев на втулках увеличивают);
  • сложность замены абразивных колодок.

Разница между дисковыми тормозами прямо следует из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы имеют пока явные преимущества, т. к. усилие передается с помощью несжимаемой жидкости; имеют минимум трущихся поверхностей; отсутствуют люфты; легко регулировать и дозировать тормозное усилие; быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки; большая мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза уступают своим гидравлическим собратьям из-за наличия люфтов; трущихся поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для примера трос передающий усилие на задний тормоз имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Но механические системы имеют и неоспоримые преимущества: меньше цена, больше надежность, простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях, возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой, при правильной смазке окружающая температура слабо влияет на работу тормоза, а масло в гидравлике зимой может застыть.

Гибридные, по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение.

Необходимо отметить, что дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для даунхилла, параллельного слалома, фрирайда — более мощные, тяжелые, с дисками увеличенного диаметра, иногда «плавающими», нередко с 2х-поршневой скобой, и кросс-кантрийные — облегченные, компактные.

Рекомендации

Если Вы не ограничены в средствах, занимаетесь спортом, экстримом, очень агрессивным туризмом в выходные дни недалеко от населенных пунктов, автомагистралей и железных дорог или просто гоняете со «свистом» по городу то можно рекомендовать гидравлику.

Если средства Ваши ограничены, важна надежность и простота ремонта с минимумом затрат, если занимаетесь туризмом, особенно многодневным, живете далеко от сервисных центров — оптимальный выбор механические или гибридные тормоза.

Примечание:* Как у роллерных.

Правильность настроек — залог долгой и качественной работы велосипеда!

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.