Интегрированная каретка велосипеда
Велосипедная каретка
Каретка велосипеда — это подшипниковый узел, служащий для обеспечения вращения шатунов с педалями и звездами относительно рамы. Каретка находится в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда. Кареточный узел эргономично передает крутящий момент от педалей к колесам. Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Такие каретки требуют специальной рамы.
Интегрированные велосипедные каретки
Интегрированные каретки представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.
Такие каретки являются частью интегрированной системы. Интегрированные каретки для шоссейных и для горных велосипедов, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.
Стандарты интегрированных кареток:
- Совместимые с Shimano:
- Shimano Hollowtech II;
- Hope;
- RaceFace X-Type;
- Token;
- Chris King;
- FSA Mega Exo.
- Совместимые с SRAM, Truvativ, Bontrager:
- GXP (GigaX Pipe);
- Hope (через фирменный адаптер);
- Chris King (через фирменный адаптер).
- Campagnolo Ultra-Torque.
Неинтегрированные каретки
Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:
- Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
- Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).
Виды кареток по используемому кареточному стакану
1. С резьбовой посадкой.
В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):
- С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
- 68 мм — наиболее распространены,
- 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
- 83 мм — для экстремальных дисциплин,
- 100 мм — фэт-байки.
- С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
- С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.
2. Press-fit.
В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность этой конструкции состоит в том, что подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это дает дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.
Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:
- BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
- Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
- BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
- BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
- BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
- BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
- 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.
3. Эксцентриковая каретка
Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.
Разновидности эксцентриковых кареток:
- Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
- Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
- Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).
Особенности выбора каретки
- При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.
- В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:
- Требуется узнать стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).
- Нужно узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!
- Узнать допустимую линию цепи (chainline).
- Узнать требуемую длину вала каретки.
- Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.