Горный велосипед mountain

Горный велосипед (англ. mountain bike

, MTB) — велосипед, основным предназначением которого является езда вне дорог.

Содержание

  • 1 Особенности
  • 2 Классификация

    • 2.1 Макеты
    • 2.2 Общего назначения
    • 2.3 Гоночные велосипеды
  • 3 Применение
  • 4 Примечания

Особенности[править]

  • Прочная рама с большими грязевыми просветами.
  • Широкие покрышки с внедорожным или комбинированным рисунком протектора.
  • Прочные колеса с ободьями диаметром, как правило, 559 мм (26″), 584 мм (27.5″) или 622 мм (29«) (у найнеров).
  • Как правило, наличие подвески переднего или обоих колес, с ходом от 80 мм:
    • хардтейл — велосипед с амортизационной вилкой и жесткой подвеской заднего колеса,
    • двухподвес — велосипед с мягкими подвесками обоих колес,
    • ригид — велосипед с жесткими подвесками обоих колес.
  • Как правило, трансмиссия с внешним переключением передач. Трансмиссия имеет большую ёмкость, в которой до половины составляют понижающие передачи.
  • Преимущественно, дисковые тормоза. Вибрейки встречаются у моделей уровнем ниже среднего или в старых велосипедах.
  • Прямой руль или руль с небольшим подъемом (Riser)

Классификация[править]

Макеты[править]

Также называются лентабайками или ашанбайками (по названию магазинов, в которых зачастую продаются), выпускаются в виде хардтейлов, ригидов и двухподвесов. Это велосипеды низшего ценового диапазона, фактически являются дорожными велосипедами, лишь внешне похожими на горные. Не обладают прочностью и надежностью горных велосипедов, оборудование (задняя подвеска, амортизационная вилка, дисковые тормоза, трансмиссия) выглядит почти как настоящее, но по прямому назначению работает неудовлетворительно, часто выходит из строя. Считаются потенциально опасными(!), особенно для детей использующих их для экстремального катания.

Общего назначения[править]

Это уже полноценные горные велосипеды, иногда называемые «вседорожными велосипедами» (англ. all-terrain bike, ATB). Простые, надежные и прочные модели с алюминиевыми рамами, подходящие для покатушек и несложных походов вне асфальтовых дорог. Ценовая категория — от нижней до выше среднего, основные компоненты работают удовлетворительно, навесное оборудование не отличается низким весом. Как правило, установлена тяжёлая амортизационная вилка невысокого уровня, отличающаяся низкой надежностью. На велосипедах такого уровня вполне можно начинать выступать в гонках кросс-кантри. Имеется крепление багажника, но зачастую плохо продуманное. Двухподвесы в этом классе встречаются редко.

  • Туристические велосипеды — заточены под велотуризм. Оснащены особо прочными рамами, часто из хромомолибденовой стали, прочными колесами, продуманными креплениями для багажника (часто — и для переднего на вилке), обычно не имеют амортизации.
  • Фэт-байки — заточены под перемещение по снегу, песку и грязи. Имеют шины толщиной от 3,7″ на ободьях шириной от 60 мм, раму специальной конструкции и другие доработки.

Гоночные велосипеды[править]

  • Найнер для гонок кросс-кантри

  • Двухподвес all mountain

  • Даунхильный байк

Начиная с определенного ценового уровня, горные велосипеды приобретают специализацию под определенный вид спорта.

  • Кросс-кантри — дальнейшее развитие ATB в сторону облегчения и улучшения качества работы всех компонентов. Выпускаются в виде хардтейлов и двухподвесов (типичные хода подвесок — 80-100 мм), ригидов практически нет. Рама как правило сравнительно длинная карбоновая (на недорогих моделях — облегченная алюминиевая), колеса, вилки и другое оборудование — высокого уровня. Посадка менее комфортабельная, чем на АТВ, заточена под быструю езду по гоночной трассе с техничными подъемами и спусками.

Велосипеды для экстремального спорта в меньшей степени приспособлены для длительной езды и для движения в гору, и в большей — для спуска с горы:

  • Трейл — развитие АТВ для езды в более агрессивном стиле. Рама укороченная и более прочная, ход подвески порядка 120 мм, встречаются как хардтейлы, так и двухподвесы.
  • Эндуро (тж. all mountain) — велосипеды для еще более агрессивной езды, чем трейловые. Рама еще прочнее, хода подвесок около 120–150 мм.
  • Фрирайд — очень прочные и тяжелые велосипеды для агрессивной езды по горам. Как правило, двухподвесы с длинноходовыми подвесками (180–250 мм).
  • Даунхилл — велосипеды для скоростного спуска с гор. Двухподвесы с ходами 170–200 мм.
  • Дёрт (Dirt jumping) — используются хардтейлы, в вилке не больше 130 мм хода или жесткие вилки, распространены хроммолибденовые рамы и 24″ колёса.
  • Для остальных прыжковых дисциплин (стрит, слоупстайл) используются хардтейлы на 26″ или 24″ колесах, с среднеходными или жёсткими вилками, зачастую — синглспиды.

Применение[править]

Горные велосипеды однозначно хороши для езды по грунтовым дорогам, бездорожью, а также по заснеженным дорогам. Также высокая прочность колес и рам обеспечивает относительно беспроблемную езду по неровным дорогам с велорюкзаком весом до 25 кг.

  • На шоссе горный велосипед скорей всего проиграет в скорости дорожному велосипеду, зато его подвеска будет требовать больше внимания.
  • В городе горный велосипед навряд ли будет заметно быстрее ситибайка или коммютера, а обслуживания потребует больше.
  • Использование горных велосипедов в велотуризме неоправдано для асфальтовых походов, особенно с малым грузом (до 15 кг): в этом случае гибрид или туринг подошел бы больше.

Тем не менее, если сколько-нибудь значительная часть поездок проходит по грунту, горный велосипед является разумным выбором.

Примечания[править]

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.