Гонки на шоссейных велосипедах

Шоссейный велоспорт

Сегодня шоссейные велогонки входят в число самых громких и эффектных событий в мире спорта. Но дорога к таким высотам проложена кровью и потом шоссейников, которые из года в год выводили соревнования на новый уровень.

Датой рождения шоссейных велогонок можно считать 1868 год. Тогда первые соревнования одновременно прошли во Франции и Великобритании. Французы сразу же подхватили новую идею и стали активно развивать шоссейный велоспорт, заразив этой идеей и соседние европейские страны. А вот жители Туманного Альбиона отдали предпочтение соревнованиям на треке. История говорит о том, что плачевное состояние английских дорог стало основным препятствием в развитии шоссейных гонок. Сейчас таких проблем в Великобритании уже нет, но, что характерно, до сих пор все самые известные гранд-туры проводятся на территории континентальной Европы.

В 1878 году эстафету подхватили Соединенные Штаты, а уже к 1890-м годам шоссейные велогонки превратились в популярный зрелищный вид спорта, и в 1896 году были включены в программу Олимпийских игр.

Интерес к шоссейным велогонкам активно подогревали производители велооборудования — ведь для них гонка была отличным способом продемонстрировать новые технологии в изготовлении велосипедов и привлечь внимание потенциальных покупателей. Именно поэтому с самого начала существования шоссейных велогонок они проводились в городах или в непосредственной близости от них и зачастую превращались в красочный праздник для местных жителей, чтобы привлечь максимальное внимание горожан.

Однако долгое время шоссейный велоспорт оставался элитным увлечением — представители рабочего класса не могли позволить себе дорогостоящие велосипеды, необходимые для участия в гонке. Хорошие шоссейные велосипеды и необходимая экипировка до сих пор стоят недешево. Стоимость современных велосипедов, используемых профессиональными спортсменами, варьируется от 10 до 20 тысяч долларов.

Несмотря на то, что шоссейные гонки берут своё начало в конце XIX века, официально первая конструкция шоссейного велосипеда зарегистрирована Международным союзом велосипедистов только в 1938 году, и в дальнейшем она лишь немного корректировалась, в общем и целом оставаясь прежней. Весит такой велосипед 9-10 кг, иногда меньше. Для управления таким велосипедом нужна профессиональная подготовка, поскольку обычные любители не смогут справиться с их манёвренностью и неустойчивостью.

Новейшие технологии позволяют уменьшить вес велосипеда, но для профессионалов действует строгое ограничение — велосипеды легче 6 кг 850 г к участиям в серьезных гонках не допускаются.

За более чем вековую историю шоссейные велогонки прошли несколько эволюционных этапов — менялись правила, возникали новые виды и направления. К началу XXI века сохранились несколько основных типов этих состязаний.

Индивидуальные гонки проводятся в форме одиночных заездов с одноминутными интервалами, и главная цель участников — пройти за кратчайшее время фиксированную дистанцию (обычно от 20 до 150 км).

Однако большинство шоссейных велогонок проходят с общим стартом всех команд или участников. В первую очередь, это групповая гонка на дистанцию до 260 км — самые массовые шоссейные соревнования.

Ещё один тип групповых гонок — «критериум». Он проводится на сравнительно коротком кольце (2 — 5 км), и каждый участник должен пройти одинаковое количество кругов (в сумме общее расстояние равняется примерно 65 — 100 км). Победа достаётся тому, кто сделал это быстрее всех. Среди поклонников велогонок бытует мнение, что критериум — самая зрелищная гонка, поскольку даёт возможность наблюдать за острым соперничеством на каждом промежуточном финише.

Существует и другой тип шоссейных гонок — на сверхвыносливость. В них маршрут исключительно длинный, участники едут на одноместных либо тандемных велосипедах днём и ночью, делая как можно меньше остановок.

Однако максимальная выносливость и самые большие затраты сил и энергии ждут самых амбициозных велосипедистов — тех, кто решил принять участие в многодневных многоэтапных гонках.

Многодневные многоэтапные гонки — это, по сути, последовательность однодневных гонок на незамкнутых участках шоссе. Их победителем оказывается тот, кто наберёт наименьшее время в сумме за все этапы, что даёт гонщику возможность выиграть соревнование, не будучи лидером ни на одном этапе.

Самые знаменитые многоэтапные гранд-туры появились в начале XX века в Европе и с тех пор проводились практически ежегодно, за исключением периодов Первой и Второй мировых войн.

Велогонка Giro d’Italia проходит ежегодно в мае — июне, начиная с 1909 года, в Италии, периодически затрагивая территории Сан-Марино, Франции, Монако, Швейцарии, Австрии, Словении, Нидерландов, Германии, Бельгии и Греции. Помимо основных состязаний, с 1988 года проводится Giro d’Italia для женщин и Girino d’Italia для юниоров. Самая почётная майка лидера на этой гонке имеет розовый цвет, ведь страницы Gazzetta dello Sport, учредившей Giro d’Italia, были розовыми. Она вручается победителю генеральной классификации и является аналогом жёлтой майки Tour de France. Трижды победу на Giro d’Italia одерживали российские гонщики: Евгений Берзин (1994 год), Павел Тонков (1996 год) и Денис Меньшов (2009 год).

В Испании ежегодно проходит гранд-тур Vuelta a España (с 1995 года — в сентябре). Первая гонка состоялась в 1935 году. Помимо Первой и Второй мировых войн, в истории «Вуэльты» был ещё один перерыв — с 1937 по 1940 годы, связанный с гражданской войной в Испании. Дважды в истории Vuelta a España частично проходила на территориях других европейских государств: в Португалии в 1997 году, в Нидерландах и Бельгии — в 2009 году. У лидерской майки этой велогонки богатая история: её цвет неоднократно менялся. С 1935 по 1941 годы она была оранжевой, после — белой, затем, в 1942 году, вновь стала оранжевой. С 1945 по 1950 годы лидеры соревнования носили белую майку с горизонтальной полосой красного цвета, а в 1955 году цвет майки стал жёлтый. Эта традиция сохранялась вплоть до 1998 года, после чего оттенок майки из жёлтого превратился в золотой. А с 2010 года лидеру генеральной классификации достаётся красная майка.

Дважды (2005 и 2007 годы) победителем Vuelta a España становился российский спортсмен Денис Меньшов.

Наконец, наиболее масштабная и престижная велогонка в мире, Tour de France, проводится с 1903 года на территории Франции (во время Первой и Второй мировых войн гонка отменялась). С 1984 года проходит Tour de France для женщин-спортсменок, также называемый Le Tour Féminin. Оба эти названия известны на всех континентах. Протяжённость маршрута этого тура обычно составляет 4000 — 4800 км. Гонщик, которому выпадает честь носить жёлтую майку лидера этапа, безоговорочно включается в число лучших велосипедистов мира, а победа в общем зачёте состязания — это вершина карьеры спортсмена. Своим цветом победная майка обязана оттенку страниц газеты L’Auto, учредившей Tour de France в 1902 году.

Мы познакомились с основными европейскими состязаниями. А что происходит в российском велоспорте?

В России велоспорт пока не так популярен, как в Европе, но с каждым годом количество его поклонников неуклонно растет. Этому немало способствуют социальные инициативы государства: на улицах российских городов появляются велосипедные дорожки, в общественных местах — велопарковки, а плотный трафик мотивирует пересесть на велосипеды в теплое время года.

Тем не менее, с 1990 года существует Федерация велосипедного спорта России, объединяющая спортивные организации 51 субъекта Российской Федерации. Именно она отвечает за проведение всех основных внутрироссийских велогонок и за антидопинговый контроль российских спортсменов. С 1992 года проходит Чемпионат России по шоссейному велоспорту, победителю которого достаётся майка в цветах национального флага.

На международных соревнованиях, в том числе на европейских гранд-турах, Россию представляет велокоманда «Катюша», созданная в мае 2008 года. На данный момент в ней 30 спортсменов, из них 17 являются гражданами нашей страны. В числе самых последних достижений «Катюши» — 3-е место в командном зачёте продолжающейся Vuelta a España. Гонщики «Катюши» Даниэль Морено и Хоаким Родригес на данный момент занимают 2-е и 4-е места соответственно в общем зачёте. А прошедший недавно Tour de France наша команда завершила на 7-ом месте. Именно успешные выступления «Катюши» вселяют в российских поклонников велоспорта уверенность в том, что и в нашей стране он будет так же популярен, а велосипедисты настолько же востребованы, как в Европе.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.