Гидравлические тормоза на велосипеде зимой

Я езжу на велосипеде круглый год. Летом больше, зимой меньше. В межсезонье, пока идут дожди — редко. Зимой чаще езжу в плохую погоду — на работу, чтобы не зависеть от транспортного коллапса, который случается во время обильных снегопадов.

Производители велосипедов обычно ничего не говорят по поводу температурных ограничений использования, видимо, полагая, что отчаянных нет. Однако, я где-то видел упоминание об ограничении нижней температуры использования велосипеда «+5 градусов». Маловероятно, чтобы что-нибудь случилось при низкой температуре с простым ригидом, но риск «гарантийных» поломок увеличивается из-за увеличения хрупкости металлов и пластиков при отрицательных температурах.

Мой температурный рекорд на хардтейле — езда при минус 22-23 градусах (езда по городу, около 2 часов), и на двухподвесе — до минус 13 градусов. Я это пишу здесь, потому что гарантия на рамы моих велосипедов уже закончилась (шутка).

Главные отличия от лета

  • Совершенно необходима (!) продуманная одежда.
  • Ехать намного тяжелее.
  • Намного меньше комфорта.
  • Скользко.
  • Хуже работает трансмиссия.
  • Возможны проблемы с не дисковыми тормозами.
  • Рано темнеет.
  • Сильно изнашивается ходовая часть велосипеда — цепь, кассета, система.

Большинство этих проблем можно успешно игнорировать, остальные — довольно легко решить. Чтобы благополучно ездить на велосипеде в крепкий мороз, нужно правильно одеться и правильно ездить. Я буду говорить о температурах от −10 до −20 градусов и одежде, в которой я обычно езжу.

Физиология

  • При езде на холоде, все части тела, в которых медленный или затруднённый кровоток могут мёрзнуть, если они недостаточно утеплены: пальцы ног, рук, уши, нос, щёки — это то, что мёрзнет в первую очередь и о чём нужно заботиться.
  • Глаза при низких температурах могут сильно пострадать. Берегите глаза. Беречь — значит закрыть лыжной маской с двойным стеклом.
  • Количество тепла в организме сильно зависит от еды. Не ездите на голодный желудок, берите с собой сладкое. Энергия расходуется не только на движение, но и на обогрев. Наверняка, каждый замечал, что после еды становится теплее.
  • Бывает, нужно быстро согреться. Самым лучший способ — сладкий горячий чай или кисель в больших количествах, чуть менее эффективно — горячая еда. Если ничего нет — нужна физическая активность. Приседайте, ходите на носках, махайте руками, сжимайте и разжимайте пальцы — делайте упражнения.
  • При температуре около 10 градусов, желательно дышать через балаклаву или шарф. При −20 — только через них. Дышать только носом, чтобы ледяной воздух не попадал напрямую в бронхи и лёгкие.
  • Алкоголь — не согревает, он расширяет сосуды и тепло от внутренних органов перераспределяется к замёрзшим частям тела (они замёрзли, чтобы сохранить тепло внутренних органов, которые для выживания важнее).

Экипировка велосипедиста

  • Термофутболка с длинным рукавом и термоштаны.
  • Носки — тонкий термоносок на голую ногу, шерстяной вязанный сверху.
  • Трусы — не смешно, они тоже должны быть «термо». Купите — не пожалеете.
  • Внешние штаны: тут вариантов много. лучше всего — комбинезон из какого-нибудь «софтшела». Могут быть горные штормовые штаны с молниями по бокам и матерчатой подкладкой. Водонепроницаемость — не важна, дышимость — обязательно. Мембраны сравнительно плохо дышат (раз в 100 хуже синтетической ткани плотного плетения). Могут быть просто штаны из плотной синтетической ткани, вроде палаточной, с какой-нибудь подкладкой. Главное, чтобы не продувались и не облегали плотно ноги, иначе будет очень холодно. Важно, чтобы у штанов был высокий пояс.
  • Флиска из Polartec 200 или подобной ткани.
  • Не продуваемая куртка с капюшоном и удобным кроем у горла. Куртка должна хорошо защищать горло от охлаждения. При температурах ниже −12..-13 нужна куртка с утеплителем. Переход температуры от −12 к более низким резко ощущается.
  • Толстые перчатки с утеплителем! Подходят лыжные.
  • Шапка-балаклава!
  • Лыжная маска (очки) с двойным стеклом и гидрофобным покрытием.
  • До −15 я катаюсь в зимних контактных ботинках с контактными педалями, при более низких температурах — в треккинговых ботинках и платформенных педалях. Если одевать поверх зимних контактных ботинок неопреновые бахилы, возможно будет комфортно до −20. Но промерзают через шип.
  • Шлем!
  • Хорошо, если ваше лицо полностью скрыто балаклавой и лыжными очками (и лыжные очки при дыхании не запотевают).
  • Если кончик носа выглядывает из-под балаклавы, наклейте на лыжную маску кусок лейкопластыря так, чтобы он закрывал кончик носа от ветра. Вы получите обморожение, если будете ездить с незащищённой кожей при температурах ниже −10 градусов.
  • Используйте гигиеническую губную помаду.
  • Идеальная одежда — это когда тебе прохладно, когда стоишь и не жарко, когда едешь. Но это не относится к пальцам ног и рук — им должно быть тепло всегда. Хорошо, если у вас в рюкзаке рядом с термосом будет лежать лёгкая куртка с тонким слоем утеплителя (весом до 600 г, вроде пуховых свитеров альпинистов). Одевайте её на остановках, чтобы сохранять тепло.

Техника езды зимой

  • Езда зимой — лучшая тренировка техники управления велосипедом. Заносы заднего и переднего колес — обычное дело, когда есть снег.
  • Самое опасное покрытие — мокрый бугристый лёд или бугристый лёд, покрытый снежной кашей. Это почти гарантированное мгновенное падение. Даже шипы на покрышках могут не спасти.
  • Самое приятное покрытие — утоптанный, но не раскатанный снег, либо тонкий слой (до 5 см) свежего снега без льда под ним.
  • Ехать нужно размеренно, стараясь не вспотеть. Не нужно устраивать гонки, если это не цель поездки. Нежелательно потеть, при намокании вы начнёте мёрзнуть.
  • Возьмите в рюкзак термос со сладким чаем. Не пейте холодную воду — простудитесь.
  • Трансмиссия начинает работать задумчиво. С этим ничего нельзя сделать, поэтому просто примите и расслабьтесь. У меня на велосипедах стоят переключатели и манетки верхних групп Sram, которые, по легенде, должны работать лучше всего. Но и они, на верхних передачах сзади переключают не мгновенно в снежной каше при −15. Если на дороге вода и температура падает — включите самую удобную передачу, скорее всего переключатели замёрзнут в глыбу льда и перестанут работать вообще.
  • Если ездите в контактной обуви, старайтесь долго не стоять на земле, и не становиться в снег. Это ускорит замерзание пальцев на ногах в несколько раз.
  • Ставьте чуть более лёгкую передачу. С высоким каденсом легче переезжать снежные заносы. Езда с большим каденсом поднимает пульс и согревает тело.
  • Будьте готовы подняться в седле в «атакующую позицию» при малейших признаках заноса.
  • При заносе заднего колеса, поворачивайте руль в сторону заноса для выхода из него. Занос переднего обычно происходит на поворотах, при торможении и переезде снежной каши на льду. Если занос возник при торможении — уменьшите его силу либо прекратите, если в повороте — проедьте немного (метр-два) прямо. Если вы наехали на скользкую неровную поверхность, обычно, что-либо предпринимать уже поздно 🙂
  • Иногда, когда контроль над велосипедом потерян, лучше завалиться на бок, чем ехать прямо (например, когда едете с горы по грунтовой дороге).
  • При проезде льда — не нажимайте на тормоза и не прилагайте усилий к педалям. Старайтесь не поворачивать на нём. Просто катитесь прямо.
  • Не закладывайте крутые виражи на снегу или льду.
  • Тормозите заранее, не рассчитывайте затормозить в последний момент.
  • Дышите через нос. В при выдыхании, воздух нагревает носовую полость, а при вдохе — нагревается перед попаданием в лёгкие.
  • Расслабьте плечи, не сжимайте руль сильно — пальцы будут меньше мёрзнуть.
  • При езде зимой в одетом капюшоне куртки, звуки сзади доносятся слабо. Будьте бдительны, оглядывайтесь при манёврах на дороге.
  • Не тормозите юзом. Если у вас гидравлические тормоза — пользуйтесь для торможения одним пальцем.

Подготовка велосипеда и особенности железа

  • Обмотайте тормозные ручки изолентой, если они не карбоновые. Голый алюминий сильно холодит пальцы в перчатках. Идеально — примотать узкую полоску тонкой пенки (3-мм) изолентой в том месте, где пальцы соприкасаются с ручками.
  • Ремонт в дороге зимой очень неприятен. Велосипед не должен сломаться при зимней езде. Убедитесь, что в вашем велосипеде нет критически изношенных деталей, если они есть — замените их.
  • Возьмите в однодневный выезд 2 запасных камеры, потому что заклейка камеры при −10 будет проблематичной, а при −20 превратится в кромешный кошмар.
  • Зимой, дисковые тормоза покажут себя с лучшей стороны (но я слышал от веломеханика, что гидравлика Shimano XT на морозе начинает течь). Мои Avid Juicy и шимановская механика работали безупречно.
  • Элластомерные вилки замерзают и становятся жёсткими на морозе спустя 10 минут. При сильных ударах могут срабатывать, но я бы не рассчитывал на это. Дома, при нагреве, работоспособность возвращается.
  • Можно купить специальные шипованные зимние покрышки вроде Schwalbe ICE SPIKER. На мой взгляд, они оправданы, если часто ездить зимой, а дороги покрыты льдом не меньше месяца. Я езжу на 2.25″ Nobby Nic 2007 года и считаю, что они с задачей вполне справляются (а весят 570 грамм/штука). До того был 2.25″ Блек Джек — тоже было хорошо (кроме веса), а на полусликах 1.9 — 2.1« — совсем плохо.
  • В целом, я бы с осторожностью использовал воздушные амортизаторы зимой и был готов к их отказу. Мои вилки Рок Шокс с двумя воздушными камерами работают без заметных отличий до −13 градусов. Немного замедляется сжатие и отскок. Отскок можно настроить до необходимой скорости, скорость сжатия меня устраивает. Проблем с амортизатором Fox RP23 тоже не было. Тьфу-тьфу-тьфу. Я использую неопреновую защиту на всех амортизаторах (как бы «не круто» это не смотрелось).
  • Карбон. Он похож на железобетон: арматура из карбоновых волокон, и полимер, которым всё залито. Полимеры при низкой температуре становятся более хрупкими. Я бы воздержался от использования карбоновых деталей при экстремально низких температурах (но использую подседельный штырь на подвесе, потому что не смог найти подходящий алюминиевый).
  • Учитывайте изменение давления (объёма) воздуха в амортизаторах и камерах при уменьшении температуры. Для корректной работы амортизаторов и адекватного давления в камерах, либо накачивайте их до нужно давления на улице через 10 минут после выезда, либо рассчитывайте нужное давление по разнице температур дома и на улице (средняя школа, физика, законы для идеальных газов). После подсчёта, получается, что уменьшение давления при изменении температуры с +25 градусов до −10, составит около 10%, а при уменьшении температуры до −20 — 15%. Соответственно, качайте так, чтобы при уменьшении давления на эти 10 или 15% вы получали нужное в камерах и амортизаторах. Если хотите посчитать давление точно, обратите внимание на то, что 15% от 3 атмосфер — не то же самое, что уменьшение на 15% до 3 атмосфер (в данном случае — разница 0,22 атмосферы, для покрышек не критично, а вот в случае амортизаторов будет значительное отклонение, потому что их рабочий диапазон давлений меньше).
  • Если на дорогах снег, небольшое снижение давления в камерах в пределах допустимого для покрышек и разумного для езды (на полуспущенных камерах тяжело крутить педали) улучшит сцепление с дорогой, иногда это критично.
  • На дорогах коммунальные службы разбрасывают соль, чтобы лёд таял. Соль вызывает сильную коррозию металлов. По возвращении домой, соль, которая попала на велосипед с дороги нужно смыть водой. Удобнее всего, сразу после прихода домой, поставить велосипед в ванную — до того как разуться самому. В тепле с велосипеда начнёт капать растаявший снег, пропитанный маслом и бензином с дороги. Дайте велосипеду нагреться до комнатной температуры, после чего, хорошенько полейте его из душа. Обратите особое внимание на то, чтобы вода ПОПАЛА в узкие места калиперов гидравлических тормозов и НЕ ПОПАЛА внутрь втулок и рулевой. Дайте воде стечь, вытрите велосипед насухо, смажьте штоки амортизаторов маслом для амортизаторов. Брызните WD-40 на стальные части (болты выноса, педали), чтобы они не ржавели.

Mavic 317, заднее колесо, подробнее здесь

  • Цепь следует мыть после каждой зимней поездки, если под колёсами был снег или вода.
  • Последнее, оно же первое. Зимой рано темнеет. Поэтому нужна мощная фара. Лучше всего, чтобы блок аккумуляторов был выносной, чтобы его можно было спрятать на в тёплом кармане. Батарейки и аккумуляторы на холоде при больших токах разряда разряжаются в 3-10 раз быстрее, чем летом. Мне нравятся фонари на литиевых аккумуляторах 16850 с мощными светодиодами (~1000 люмен и более, например, Zebra H600 MkII или III).

Чрезвычайные происшествия

  • Не ездите безлюдных местах в одиночку, в случае травмы, без помощи вы можете остаться там навсегда (при потере сознания человек замёрзнет насмерть за пару часов).
  • Не выезжайте в длительные (для −10 градусов — дольше двух часов, для −20 градусов — дольше часа) автономные поездки без тестовых выездов в населённых местах, откуда можно эвакуироваться общественным транспортом.
  • Делайте остановки каждые 15-30 минут, чтобы размять пальцы рук и ног, лицо — это первое, что страдает от обморожений.
  • При малейшем холодовом дискомфорте пальцев рук, щёк, пальцев ног, остановитесь — походите на носках, разомните пальцы рук и ног, выпейте горячего чаю.
  • Если мёрзнут пальцы/лицо и вы не можете их согреть, начинаете терять контроль (трудно сжимать пальцы рук, перестало колоть пальцы ног/щёки от холода во время езды) — немедленно прекращайте поездку. Если вы рядом с цивилизацией — идите в тепло (в магазин, к примеру), если автономно — разводите костёр или горелку, согрейтесь. Если чувствительность только начала пропадать, быстрое принятие мер может позволить легко отделаться (потрескается, облезет кожа с кончиков пальцев, кончика носа). Если вы ничего не предпримете, спустя несколько часов ваши пальцы могут превратиться в кусок льда, и тогда последствия будут необратимые.
  • Лучше «перебдеть, чем недобдеть». Даже если на улице −5, перчатки должны быть с утеплителем, а не флис/виндблок, потому что кровообращения рук, лежащих на руле затруднено и они легко мёрзнут.
  • Ну и само собой — ставьте родственников в известность о своих планах, маршрутах и контрольных сроках, берите с собой мобильный телефон, храните его в тепле.

Напоследок — велострашилка (детям, беременным женщинам и слабонервным не смотреть!): история про обморожение конечностей.

16.12.2010

Ну вот, опростоволосился. «Специалист» по зимней езде сегодня поездил на заднице, как оступившийся конькобежец. Заехал на «светофорный лёд», сделал два оборота педалей на месте и прежде чем успел подумать — «что за фигня, а-а-а, лёд!», уже ехал на рюкзаке, наблюдая зеркальную гладь мокрого льда. Что такое «светофорный лёд»? Это лёд, раскатанный машинами перед светофором и отполированный колёсами до зеркального блеска. Проехать его можно, но для этого надо не крутить педали, не поворачивать, не тормозить, держать велосипед ровно в вертикальной плоскости и не дышать 🙂

Евгений Образцов

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.