Гидравлические масла для велосипеда
Гидравлические тормоза на велосипеде обеспечивают скорость реагирования и абсолютную точность, поэтому устанавливаются в основном на маунти и на скоростные велосипеды где необходим моментальный сброс скорости. Механизм действия гидравлики похож на механический: тормоза начинают работать в результате натяжения тросиков, но в гидравлической системе вместо тросов работает тормозная жидкость, а рычажок и эксцентрик заменен на цилиндропоршневую группу.
Работа гидравлики характеризуется снижением силы трения поэтому эксплуатация тормозов дольше чем у механических систем. Но в отличие от механики гидравлические тормоза намного сложнее поддаются ремонту, при пробое провода невозможна починка системы в походных условиях, единственное что можно предпринять без профессионального оборудования — прокачать тормозную систему.
О том, какие бывают велосипедные тормоза, Вы можете прочитать в отдельной статье.
Строение гидравлики
Гидравлический тормоз состоит из нескольких подсоединённых посредством магистральной линии цилиндров (минимум два) с поршнями.
Тормозная реакция начинается в результате нажатия на рычаг тормоза, который приводит в движение поршень, а он в свою очередь выдавливает жидкость из основного резервуара и направляет ее по гидравлической линии в рабочую область.
В цилиндре под напором жидкости приходят в движения поршни и воздействуют на колодки, в результате трения происходит торможение.
Цилиндрический механизм в тормозной машине всегда больше по размеру чем в рычаге управления, поэтому давление на тормозные колодки производится в усиленном размере, намного превышающем давления на рычаг. Также нагрузка усиливается при установке нескольких тормозных цилиндров.
Поломка механизма
Первый признак поломки гидравлики — самостоятельное торможение. Это происходит вследствие появления пузырьков воздуха в гидросистеме, из-за падения, понижения уровня жидкости или разрыва связной цепи внутри гидравлики. Воздух при попадании внутрь сжимается, создает давление, приводит в движение поршни и запускает механизм.
Для выяснения причины сбоя необходимо исключить обычное загрязнение, для этого снимается колесо и колодки, прочищается тормозная машинка.
После этого поршни выдавливаются отверткой: нажимается на тормозной рычаг до полного выдвижения обоих поршней, если они заклинили — изношена цилиндрическая система, в этом случае меняются поршни и специальные уплотнительные кольца или просто заменяется масло в системе.
Также самостоятельное срабатывание тормозов может произойти в результате заклинивания тормозного поршня после попадания воды. Гидравлику необходимо ремонтировать даже при незначительных сбоях.
Кроме механических повреждений оболочки, со временем тормозная жидкость или гидравлическое масло меняет свою консистенцию и начинает впитывать воздух и влагу через микроскопические зазоры. В результате жидкость меняет свой цвет, тормозной рычаг проваливается, снижается эффективность тормозящей системы.
Проникновение воздушных масс также возможно из-за расширения бачка, такое происходит если дергать рычаг на перевернутом байке.
Для возобновления нормальной работы необходимо провести техническое обслуживание гидравлических тормозов на велосипеде: полностью прокачать гидросистему.
Продувание гидравлики
Жидкость для гидросистемы различается у разных производителей. В гидравлической системе велосипедов фирмы Shimanu, Tektru, Maguru — минеральные или полусинтетические, все остальные фирмы используют тормозную жидкость ДОТ.
Также необходимо учитывать, что в гидравлике Avit и Formulu нет соединительных трубок для прокачивания, поэтому понадобится шприцевой комплект со втулкой М5/0,8.
Главное отличие жидкостей: тормозная жидкость ДОТ имеет повышенную текучесть, а минеральные масла пониженную, поэтому не требуется плотная стыковка деталей. Кроме этого минеральные масла химически не агрессивны и не причиняют вред пластмассе или другому покрытию.
Существуют два способа обслуживания гидравлических тормозов велосипеда:
1. Прямое прокачивание.
Во время прохождения жидкости шланг перекрывается, после этого несколько раз опускается до предела рычаг и открывается вентиль. Под воздействием давления воздух проходит в трубу, удерживается тормозной рычаг и перекрывается вентиль.
В расширительный сосуд подливается жидкость и так продолжается до появления масла однородной консистенции. В конце операции добавляется тормозная жидкость, и бак закрывается. Таким способом обслуживаются в основном передние тормоза.
2. Обратная прокачка.
Данным способом удобно закачивать жидкость в задние тормоза так как протяженность гидравлических трубок намного длиннее передних, и прокачка первым способом потребует большего количества времени. Также таким способом выкачивается воздух из противоположной половины суппорта без собственного вентиля.
Подробное видеоруководство по обслуживанию гидравлических тормозов: